Материал для рефератов по химии

Главная

страница 1

страница 2

страница 3

страница 4

страница 5

страница 6

страница 7

страница 8

страница 9

страница 10

страница 11

страница 12

страница 13

страница 14

страница 15

страница 16

страница 17

страница 18

страница 19

страница 20

страница 21

страница 22

страница 23

страница 24

страница 25

страница 26

страница 27

страница 28

страница 29

страница 30

 

НЕФТЬ

И НЕФТЕПРОДУКТЫ

Нефть не топливо. Топить можно и ассигна­циями,-эти слова Д. И. Менделеева стали хрестоматийными, но справедливы они лишь отчасти. В начале XX в., еще при жизни Д. И. Менделеева, начался перевод кораблей военно-морского флота крупнейших держав с угольного топлива на нефтяное. К 1914 г., к началу первой мировой войны, он практи­чески завершился в большинстве стран, в том числе и в России. Это увеличило мощность силовых установок, работавших на судах, на одну треть без строительства новых кораб­лей!

В наши дни в промышленно развитых странах вся добываемая и покупаемая нефть идет на переработку. Но при этом около 90% всей массы нефтепродуктов-топлива и мас­ла, и лишь 10%-сырье для нефтехимии. Та­ким образом, нефть не только топливо, но и основа многих совершенно необходимых нам топлив, прежде всего моторных. И по­требность в них продолжает расти.

В 1896 г. в мире было несколько автомоби­лей. Через 15 лет их количество исчислялось уже миллионами. А в годы второй мировой войны в эксплуатации находилось около 40 млн. автомобилей и тягачей, свыше 200 тыс. самолетов, почти 150 тыс. танков, Для того чтобы вся эта техника могла рабо-


тать, необходимы были сотни миллионов тонн моторных топлив и смазочных материа­лов...

Добыча и потребление нефти-важный по­казатель промышленного развития госу­дарств; организация ее переработки отражает уровень химической науки и технологии,

В 1932 г. замечательный советский ученый академик И. М. Губкин выпустил книгу «Уче­ние о нефти», ставшую впоследствии класси­ческой. Изучение нефти продолжается. Огромные научные коллективы исследуют состав и свойства нефти в целом и многочис­ленных ее компонентов; совершенствуются методы добычи и переработки этого ценней­шего ископаемого сырья.

С точки зрения геологии нефть-важнейшее горючее ископаемое, маслянистая жидкость со специфическим запахом, образующая в не­драх скопления (обычно вместе с газо­образными горючими ископаемыми), а на по­верхности Земли обычно превращающаяся в полутвердый асфальт или густую мальту. А в химии та же мальта называется продук­том осмоления и частичной полимеризации нефти, а сама нефть - сложной смесью углево­дородов с другими органическими соедине­ниями.

Основные химические компоненты не­фти - углерод (82-87%) и водород (11-14%). Ко­личество серы в ней колеблется от 0,1 до 5%, содержание азота и кислорода, как правило, не превышает десятых долей процента. Есть, правда, исключения: в калифорнийской нефти (США) 1,2% связанного кислорода и 1,7% азо­та. Кислород нефти обычно содержится в нафтеновых кислотах - асфальтосмолистых веществах, фенолах (производных бензола). Азот находится в пиридине (принадлежит к гетероциклическим соединениям),' его про­изводных и гомологах (см. Гомология). Се­ра-в тиофене и его производных, органичес­ких сульфидах и меркаптанах (спиртах, в которых кислород замещен серой), а также в виде сероводорода-в составе попутных нефтяных газов. Есть в нефти и вода (хотя взаимная растворимость этих двух веществ невелика), растворенные газы, немного мине­ральных солей. В золе, образующейся при сжигании нефти, найдено около 20 различных химических элементов, но о том, как мало их в нефти, можно судить хотя бы по тому, что самой золы образуется менее 0,5%. А главные и самые важные для нас компоненты неф-ти-это углеводороды: насыщенные углеводо­роды метанового ряда, алициклические сое-дшенмя-нафтены, ароматические углеводо­роды...

Непредельных      углеводородов - олефинов avto грузоперевозки, мото, авто новости автошкола авто объявления прицепы, полуприцепы марки и модели продажа автомобилей авто спецтехника водный транспорт Авто-мото техника дорога продажа автомобилей спецтехника водный транспорт авто авто автохимия автомобили дорога транспорт, автосервисы вождение продажа автомобилей автоспорт авто авто объявления автобусы авто новости   водонефтяные эмульсии, применяя для этого нагрев до 50-160°С, иногда давление (5-10 ат), поверхностно-активные вещества и деэмульгаторы - разрушители эмульсий. Но при обезвоживании из нефти уходят не все растворенные в воде и в нефти хлористые со­ли. Если их не удалить, нужно будет приме­нять коррозионно-устойчивые материалы при переработке нефти. Поэтому выгоднее пол­ное удаление хлоридов на стадии подготовки нефти к переработке, что обеспечивает рабо­та электрообессоливающих установок. Легкие нефти после обезвоживания и обессоливания подвергают еще и стабилизации - отгоняют легкую пропан-бутановую, а частично и пен-тановую фракции. Если этого не сделать, ве­лики будут потери ценных легких углеводо­родов в процессе их транспортировки. К тому же нестабилизированные легкие нефти опаснее в обращении, чем стабилизирован­ные. Деление нефтей на легкие и тяжелые условно: эта классификация-по плотности и, соответственно, количеству присутствующих в нефти легчайших и наиболее летучих уг­леводородов. Легкими называют нефти с плотностью до 0,9 г/см3, тяжелыми - больше 0,9 г/см3.

Переработка нефти начинается с ее пере­гонки-процесса термического разделения нефти на несколько основных фракций: бен­зин, лигроин, керосин, реактивное и дизель­ное топлива, топочный мазут. Последний ис­пользуют не только как горючее, но и как сырье для производства парафина, смазочных масел, гудрона и некоторых других нефтепро­дуктов. Перегонку нефти ведут в непрерывно действующих трубчатых установках (см. с. 180). Остатком перегонки обычно является мазут или гудрон; мазут перегоняется в ва­кууме, в результате чего отбираются мас­ляные фракции и остается гудрон.

Но перегонка лишь начальная стадия переработки нефти. За первичной переработ­кой следуют вторичные: крекинг, риформинг, гидроформинг и другие, при которых проис­ходит распад тяжелых углеводородов на бо­лее легкие.

Полученные нефтепродукты обязательно подвергают очистке, после чего к ним добав­ляют различные присадки, чтобы улучшить их эксплуатационные качества.

Теперь коротко о важнейших нефтепродук­тах.

Бензин. Правильнее-бензины. Сложная смесь легких углеводородов нефти, применяе­мая главным образом как топливо для кар­бюраторных двигателей. Температура конца кипения-не выше 205°С, но 10% массы дол­жно перегоняться при температуре 68-79°С.


Это так называемая пусковая фракция, от ее характеристик зависит легкость запуска дви­гателя. Бензины получают как при прямой перегонке нефти, так и в процессах ее вторич­ной переработки. Часть производимого бензина используется в химической промыш­ленности как растворитель.

дорога автоэмали грузоперевозки, мото, грузоперевозки, мото, авто новости автоспорт дорога Авто-мото техника дорога авто новости авто аукционы водный транспорт авто новости Автомасла и автохимия Керосин-это смесь углеводородов, выки­пающих при температуре 18О-320°С, но неко­торые керосины, например из суруханскои и грозненской нефти, начинают кипеть при более низкой температуре. Сто лет назад ке­росин называли иначе-фотогеном, что в переводе с древнегреческого означает «рож­дающий свет». В то время керосин был лишь топливом осветительных (керосиновых) ламп. Однако позже он стал и моторным топ­ливом: сначала для тракторов, а затем и для реактивных самолетов. Классические авиа­ционные топлива Т-1 и Т-5 делаются на осно­ве керосиновой фракции нефти. Используется керосин и как горючее в жидком ракетном топливе.

Дизельное топливо. На этом топливе работает дизель-двигатель внутреннего сго­рания. Это средние и отчасти тяжелые фрак­ции нефти.  Пределы   выкипания - 270^Ю0°С.

Минеральные        масла:              моторные,

индустриальные (для смазки станков), при­борные, трансмиссионные, цилиндровые, тур­бинные, компрессорные и др. Это все сма­зочные масла, а есть еще и несмазочные: трансформаторные, кабельные, поглоти­тельные и др. Среди нефтепродуктов есть и медицинские препараты, например вазели­новое масло и просто вазелин. Все это доста­точно тяжелые фракции нефти, подвергнутые специальной очистке.

Парафин, церезины-твердые углеводо­
роды и их смеси с маслами. В состав парафи­
на входят главным образом насыщенные
углеводороды от С19Н40 до С35Н72 с темпе­
ратурами плавления 50-70°С. Смесь высших
твердых насыщенных углеводородов мелко­
кристаллического          строения         состава
С37653Н108 называется церезином. Боль­
ше всего парафина потребляет спичечная
промышленность-им пропитывают древеси­
ну, чтобы она горела ровнее. В химической
промышленности парафины используются
для получения карбоновых кислот и спиртов.
моющих средств, поверхностно-активных ве­
ществ.

Кроме того, в процессах нефтепереработки получаются битумы и4 нефтяной кокс (из самых тяжелых фракций), сажа (необходимая резиновому производству), важнейшие рас­творители -бензол и толуол (см. Нефтехи­мия).

 
 
Сайт создан в системе uCoz